
«В объятьях лжи»: Зачем автор «Интервью с вампиром» превратил Изабель Юппер в маньяка

В прокате — «В объятьях лжи». Во-первых, отличный триллер. Во-вторых, увлекательный ребус: внутри страшилки кроется красиво выстроенное высказывание о противостоянии старого и нового. В-третьих — и для зрителей это самое важное — лучшие актерские работы Изабель Юппер и Хлои Морец.
Нил Джордан — из тех британцев (окей, для точности он все-таки ирландец), что регулярно снимают ладно скроенное, очень актерское кино, но всегда остаются в тени своих фильмов. Широкая аудитория его имени не знает — а вот фильмы прекрасно знакомы если не всем, то многим. Джордан снял «Завтрак на Плутоне», пестрый бенефис Киллиана Мерфи, в котором тот играет провинциального трансвестита в поисках счастья; «Отважную» — драму с Джоди Фостер, героиня которой бродит по Нью-Йорку в поисках уличных хулиганов и маньяков, чтобы мстить им за старую обиду. Наконец, самая известная его работа, которую точно все видели — «Интервью с вампиром».
«В объятьях» — тоже очень актерское кино. Весь сюжет держится на двух характерах и тонкостях драматургии их отношений. Наивная провинциалка находит в нью-йоркской подземке оставленную кем-то сумочку. Как честная девочка, решает вернуть ее владелице. Та оказывается милой старушкой, рассказывает о жизни, кормит обедами, поит кофе. Но быстро выясняется, что бабуля маньяк: сумочек у нее уйма, раскладывает она их по метро всё время, а честных девочек охмуряет, чтобы потом запереть в подвале и наблюдать, как они медленно умирают.
«Интервью с вампиром» не было вампирским кино; «Завтрак» не умещался в узкие рамки ЛГБТ-фильмов; «Отважную» боевиком можно было назвать, только если фильм вовсе не видеть, а только прочесть аннотацию. «Объятья» пугают, фильм правда страшный, но самое главное тут не в самом сюжете. Смотреть их всё равно, что разгадывать кроссворд: Джордан через форму триллера, историю о маньяке и жертве говорит о много большем. Об отношениях старого и нового, молодости и дряхлости, Америки и Европы. Наивную барышню старуха охмуряет Шопеном и Листом, французскими словечками, вроде «ма шери» и байками о дочке, которая живет в Париже, восточноевропейской кухней и смакованием французских же вин. Молодость, разинув рот, все это впитывает, а когда очухивается и понимает, что попала в капкан, связана по рукам и ногам и заперта в потайной комнатке — поздно хоть что-то предпринимать. В этом смысле «Объятья» в равной степени триллер и остроумная сатира на американские грезы о Европе, фантазии об утонченном Париже, мире искусства и философии. Фильм вообще, если смотреть его внимательно, в равной степени страшный и смешной: когда со старухой, наконец, удается совладать, то и запирают ее, используя вместо замка, стальную модельку Эйфелевой башни (вроде тех, что продают арабы на набережных Сены).
Как актерский режиссер, Джордан строит сюжет не только на такой вот игре ума и владении формой. Сам дуэт исполнительниц главных ролей — стопроцентное попадание в цель. Худосочная, пыльная и тетя-зомби с красными глазами Юппер против пухлощекой витальной Хлои Грейс Морец. В общем, ничего можно было бы к самим этим двум фигурам не добавлять: конфликт кадавра и пионерки содержится в самой физиологии актрис. Но мощная драматургия превращает «Объятья» в нечто большее. Для обеих актрис эти роли — лучшие. Юппер, работавшая со всеми великими — от Ханеке и Брейя до Озона и Верхувена, величайшая европейская актриса современности — не имела в фильмографии лишь одного. Популярной, народной, если угодно, роли. Такой, чтобы ее фактура и психофизика отлились в запоминающийся, цепкий образ. Джордан ей такую работу подарил — теперь и подростки будут знать, кто самая страшная старушка на свете. Про Морец и говорит нечего. До сих пор она была просто милой девочкой из «Пипца», актером-ребенком. Теперь — взрослая и большая актриса, способная на многое, умеющая строить драматургию роли, смелая и экспрессивная. А главное — обычно европейцы и американцы на экране действительно смотрятся странно. Французы играют преувеличенно, театрально; американцы воспитаны деликатной, камерной школой. Объединять их на экране пока ни у кого не получалось — а Джордану это удалось. Юпперовская экспрессия (в какой-то момент она вовсе пускается в пляс, готовясь напасть на очередную жертву) здесь более чем уместна и оттенена сдержанностью Морец. Так что режиссеру надо не только знак качества выдавать, но и орден дружбы народов. Что забавно — если учесть, что речь идет о фильме про войну двух миров и возрастов.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 27 — 29 июня: Агутин на «Газпром Арене», пионы в Ботаническом, «Мастер и Маргарита» в Мариинском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
- 26 июня 2025 - Михаил Пиотровский анонсировал большую реставрацию комплекса зданий Эрмитажа
- 25 июня 2025 - В Ледовом дворце откроют площадку литературного музея «ХХ век» и расскажут о советских фантастах
- 24 июня 2025 - В Ораниенбауме открывают павильон «Китайская кухня» — в новом музее расскажут, как и на чем готовили в XIX веке
Статьи
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
19 июня 2025, 17:35
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08